Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо понимать, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу знаний в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, рассказывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумывать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинок по памяти, рассказывать не только о том, что изображено, но и описывать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Что бы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуется новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

         впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятие будет проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих попросив, пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если вы запишете рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В.Г. Сутеева, «про девочку Мишу и куклу Наташу» В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенку будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагают на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, что бы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить, если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, не выделяет главных событий, в рассказе было много повторов;
  • Ребенок только перечислил предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространённые) предложения;
  • Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматики) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома. Удачи вам и терпения.

Для слабовидящих

Фотоальбомы

Партнеры