Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребенок начинает мыслить на основе общих представлений.  Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000.

При недоразвитии речи могут проявиться тревожащие родителей моменты:

  • Ребенок не активен в речевом общении;
  • Он не может связно рассказать о происходящих событиях;
  • Наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире.

Для успешного решения этих проблем постоянно с ребенком проводите специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко… (низко); потерял… (нашел).

Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетание, делая паузу. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон… (кислый); река широкая, а ручей… (узкий).

Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, шалить – баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет один, два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше слов близких по значению. Например: пища – еда… (корм, продукты); жилище – дом (квартира, здание)

Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

Отгадай. Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит – кто? Летает, журчит – что?

Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действий. Например: бежит: кто?... (человек, зверь); что? …(река, кучей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок даст с объяснениями того, как догадался. Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значит выражение «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д. 

Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение. 

Для слабовидящих

Фотоальбомы

Партнеры