Игры и игровые задания для развития речи детей дома. 


Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. 

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления. 
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. 
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. 
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку. 
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. 
Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. 
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. 
Игры: 
1.Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. 
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика. 
2.Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. 
Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. 
3.Скажи наоборот. Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот. 
4.Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме. 
Н-р: Назови фрукт, название которого начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас) 
5.Большой - маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. 
Н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик, лисонька, заинька, коровушка. 
6.Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их чаще. 
Н- р: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор) 
7.Назови, какой. Образование прилагательных. 
Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д. 
8.Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. 
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? 
9.Подбери слово. 
Н-р: Птица - перья. Огурец - овощ. Ромашка - цветок. 
10.Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам. 

Рекомендации  

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. 
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! 
- Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. 
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу. 
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка. 
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. - Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. 
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. 
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

 

Для слабовидящих

Фотоальбомы

Партнеры