Известно, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений паль­цев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой мото­рики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выпол­нять сложные задания, требующие достаточной точности и согла­сованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцвет­ных бумажных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Для развития координации движений можно попробовать зани­маться накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки (зубочисткой). После этого рису­нок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, тогда из различных рисунков сделайте картину — аппликацию, посвященную одной теме.

Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко — орга­низуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнооб­разными, например: «Ежики», «Солнышко», «Елочка», «Бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.

Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замеча­тельное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо посто­янно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигу­рок дети могут составлять композиции — аппликации.

В настоящее время все большую популярность приобретает ори­гами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки-под­сказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоми­нание при выполнении игрушек, ведь механические задания (про­вести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными — с точки зрения сюжетно-игрового замысла — действием.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязы­вание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряже­ние ребенка пластиковые предметы, разобрать крупу и так далее.

Для детей старшего дошкольного возраста желательно использо­вать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штри­ховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты

Рисование различными материалами (ручкой, простым каранда­шом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего пред­мета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изобра­женных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Упражнения для развития мелкой моторики очень просты в исполнении. Но без помощи родителей не обойтись, поскольку любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а после этого малыш выполнит его сам.

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стре­митесь дать ему все сразу. Много — не значит хорошо. Не заставляйте ребенка ничего делать через силу. Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!

Для слабовидящих

Фотоальбомы

Партнеры